Gluttony (pmn_2) wrote,
Gluttony
pmn_2

Categories:

Заказобыль штампованный.

По поводу американского сериала «Чернобыль» отметилась уже куча народа. Скажу и своё небольшое «хрю».

1) Зачем оно было нужно.
Так вот, ИМХО кино – чистой воды заказуха и штамповка, впрочем, безусловно не лишенная голливудского мастерства. Заказуха не в том смысле, что автору диктовали сюжет потрясающие пачками долларов бильдербергские рептилоиды, а в том, что строго отражает взращенный западным обществом набор штампов об СССР. Новая Холодная война проблемы собственного общества требуют выразить «фи» в отношении этих неправильных русских, их неправильного общества и неправильных ценностей. Чтобы обыватель, оторвавшись от экрана забыл про расстрелы в школах, мигрантов, Афганистан, скандал с выборами и т.д., и возрадовался окружающему его благолепию.

2) Немного про реальный Чернобыль.
Я уже писал, что являюсь сторонником версии Бориса Горбачёва, изложенной им в статье "Чернобыльская авария Причины, хроника событий, выводы". Но и, если придерживаться официальной версии, ситуация не сильно меняется. Причиной аварии стала длительная и сознательная халатность персонала в сочетании с небрежностями проектировщиков. По сути, персонал до самого взрыва пренебрегал правилами безопасности, будучи уверен, что сам лучше знает «как надо» и полагал вероятность аварии бесконечно малой и не значимой на фоне большой вероятности лишиться премий за срыв испытаний. Поэтому продолжал цепь ошибок до самого взрыва. При этом тот же самый персонал вполне себе героически участвовал в ликвидации последствий, не жалея жизней.
ИМХО реальная причина Чернобыля по большому счету та-же, что и у падения СССР – исчезновение у большинства людей веры в принципы коммунизма. Т.е. в идею добросовестной работы во благо общества и работы общества в твоё благо. Ситуация всё более напоминала анекдот о том, как евреи учились пить водку, сливая её в общий котел. Это всё вызывало повсеместный рост равнодушия, халатности и прочего хатаскрайничества. При этом культ подвига оставался силен, т.к. не требовал регулярного приложения сил. Позднесоветский человек в каком-то смысле был противоположен человеку западному. Эта разница, кстати, и обусловила такое разное поведение персонала в Чернобыле, где станцию довели до взрыва и потом героически превозмогали последствия, и на Фукусиме, где всё делали по инструкции, но при первых признаках аварии просто бежали.
Нельзя сказать, что в СССР не осознавали этой проблемы. Кому интересно, посмотрите фильм 1982 года «Остановился поезд». Он как раз посвящен данной проблематике. Протагонист пытается бороться с халатностью и круговой порукой, а антагонист упирает на то, что «сейчас надо с людьми мягше, и смотреть на всё ширше». Но, как не крути, проблема для СССР оказалась не решаемой.

3) А теперь про Чернобыль голливудский.
Как я уже сказал, тут чистая общественная заказуха. Как «известно», все беды СССР были от недостатка свободы прессы и злобного КГБ, которое всех пугало и расстреливало. Отсюда и все нелепые клюквенные эпизоды. Народные массы, смотрящие на горящую станцию с моста, символизируют «недостатка свободы прессы». КГБшники запугивающие академика, его «тайное» завещание и вездесущие автоматчики, сопровождающие чуть ли не всех начальников в фильме, символизируют «злобные репрессивный режим». Голливудский режиссер и его зритель искренне не могут понять, что можно жить не по-американски иначе как под дулами автоматов. И как, иначе как под их прицелом, шахтеры могут поехать на ликвидацию аварии.
Единственная ценность фильма – это фиксация западного нарратива о позднем СССР, ну и лирические линии и моменты для любителей. Не стоит только считать это описанием реальности, хотя общая канва фактологии изложена действительно неплохо.

Tags: СССР, США, Чернобыль, катастрофы, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments